Айкидо центр DOJO

Айкидо с оружием

На протяжении многих столетий меч являлся символом будо. Но он также был и символом войны и агрессии. Он не только символизировал идеалы воина, но и нес смерть и разрушения.Мастер работы с мечом, которого учили убивать, не делал это только ради идеи убийства. Он убивал, чтобы защитить что-то ценное для себя – свою собственную жизнь, свою честь, своего хозяина, свой народ, или все это вместе. Поэтому, искусство владения мечом было связано одновременно с двумя противоположными идеями – сохранением и разрушением жизни. Айкидо принимает то, что меч – это оружие, но оно делает его еще и полезным инструментом.

Не неотъемлемой частью тренировок в Айкидо, является обучение работе с традиционным японским оружием: Боккен (меч), ДЗЕ (палка) и Танто ( нож). Только глубокое понимание техники работы с  ним, дает возможность эффективно защищаться. Каждому кто хочет заниматься Айкидо, рекомендуется изучать технику работы с мечем, работу с ножом и другими видами оружия! Знание этого не только улучшит вашу технику и повысит ее эффективность, но и позволит выйти на новый, значительно более высокий уровень мастерства. Кроме того, тренировка с оружием дисциплинирует и  дает возможность острее почувствовать начало действий!

Основатель Айкидо — Морихей Уесиба, создал свое боевое искусство, опираясь на знания, полученные им при изучении различных боевых искусств. В результате было создано Айкидо, которое стало стремительно развиваться и, со временем, стало одним из самых популярных боевых систем.

Айкидо О-Сенсея включало в себя не только тай-джитсу (технику без оружия) , но и техники с оружием- боккеном (деревянным мечем) и дзё (палкой). О-Сенсей придавал этому аспекту большое значение, так как считал понимание работы с оружием фундаментом для изучения техник без оружия. Большинство тренировок с оружием проходило не в Токио, а на родине Айкидо — в Иваме.

Практика с партнером включает ряд  техник — удары, блоки, уходы и контрдействия, которые сначала выполняются медленно на расстоянии, потом ближе и быстрее, пока они фактически не будут напоминать бой на мечах. Во время практики с партнером, одна из наиболее важных концепций — это принцип авасэ или слияния с противником.

Практика меча, также очень важна при отработке двух других аспектов Воинского Искусства; то есть: дистанции (маай), и способности «читать», когда противник намерен вас атаковать. В айкидо, обучение меча состоит из нескольких частей; субури — ряд ударов иперемещении с мечем, которые выполняются в соответствии с правильным ритмом дыхания и равномерным распределением силы. Также имеется хаппо-гири_- где мы выполняем удары в восьми направлениях. Эти действия, могут выполняться дэси индивидуально в любое время.

Практика меча, имеет непосредственную связь (риай) с  тай дзюцу, которые в свою очередь, развиваются в техники самозащиты айкидо. В феодальной Японии, техники, подобные этим использовались против нападающих, захвативших руки мастера меча, с целью предотвратить его удар. Из этих техник и было разработано айкидо.

Первичное техническое влияние на айкидо, это безусловно Дайто-рю Айкидзю-дзюцу Сокаку Такэда, он был главным преподавателем О-Сэнсэя, в период с 1915 по 1930-ые годы, более известно, что школа Дайто-рю породила техники тайдзюцу в айкидо, но менее известно, что Такэда также был держателем преподавательской лицензии в Оно-ха Итто-рю кэндзюцу(школа боя с мечем), и что он обучался у Сакакибара Кэнкити мастера Дзикисинкагэ-рю кэндзюцу. В 1922-м году Такэда Сокаку приехал к Уэсиба Морихэю в Аябэ и провёл шесть месяцев обучая его, после его отъезда О-Сэнсэй проводил ночи практикуя удары копьём по шарикам, развешенным на верёвках. Эта практика соответствует методам тренировок в Ходзоин-рю содзюцу (искусство боя с копьём), а как известно Такэда был держателем диплома в этом Будзюцу и унаследовал его от своего отчима. Также известно, что О-Сэнсэй изучал Касима Синто-рю (1937-42 гг.), влияние этой школы очевидно при наблюдении за практикой Куми-тати, а так же отображено в кеппан, клятва на крови в Касима, подписанная кровью О-Сэнсэя в 1937 году. Он также изучал Катори Синто-рю, Кэндо, а также как Ягю-рю у Масакацу Накай в 1903-1908 гг., и также у Косабуро Сёмодзи, с кем у О-Сэнсэя очевидно были близкие отношения. Что касается практики Дзё, О-Сэнсэй также изучал Дзюкэндо (техники штыкового боя), проходя службу в армии в начале 1900-ых годов, а так же разрабатывал и изучал эти техники в Тояма Гакко (Школа высшего Офицерского Состава) с 1931 по 1933 годы. Как стало известно, О-Сэнсэй будучи знаком с Куки Такахару, изучал Куки Син-рю, мистическое искусство Ямабуси или горных воинов. Курама — это горный регион недалеко от Осаки, он известен, как место обитания горных отшельников, и в один из периодов своей жизни (середина 1920х) Уэсиба провёл там. Основное оружие Ямабуси — это Дзё, и согласно мнению Джона Стевенса, Куки Син-рю имело значительное влияние на техники Айки-дзё. Куки Син-рю — также известна, как одна из девяти традиций Тогакурэ-рю ниндзюцу, и на фотографии 33-й мастер Тогакурэ-рю Тосицугу Такамацу Сэнсэй, запечатлён в позиции с Дзё, мало чем отличающийся от стойки Айки-дзё. Также большинство техник Дзё-дори в Тогакурэ-рю сильно похожи на Айкидо Дзё, хотя конечно, этот вопрос следует изучить более детально. О-Сэнсэй, конечно несколько изменил техники оружия, значительные изменения были сделаны им, так как он рассматривал меч, как айки-кэн, а дзё, как айки-дзё. Были внесены изменения в положении, схеме движений, дистанции и угле входа, также были введены упрощения многих движений, они были преобразованы из древних техник в систему, которую мы имеем сегодня.

Стенли Пранин. Айкидо и оружие: ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО?

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ФЕХТОВАНИЯ АЙКИДО:

БОККЕН (работа с деревянным мечем);

ДЗЕ (работа с деревянной палкой);

ТАНТО (защита от вооруженного ножом противника);

ОДИНОЧНЫЕ И ПАРНЫЕ КАТА;

ТАЧИ ДОРИ (ЗАЩИТА ОТ ВООРУЖЕННОГО ПРОТИВНИКА).